Классификация и подбор моторного масла по допуску вязкости SAE

Классификация и подбор моторного масла по допуску вязкости SAE

Классификация моторного масла SAE

В данной статье пойдет речь о допусках и подборе автомобильных масел. Особое внимание уделим вязкости масла и её влиянию на работу двигателя.Практически все автомобилисты при покупке моторного масла обращают свое внимание на надпись SAE на канистре. Давайте вместе разберемся что обозначает эта классификация и следующие за ней цифры.

Моторное масло SAE 10W-30, 10W-40

Что означает аббревиатура SAE, и как расшифровать индексы 5W-30, 10W-40?

Аббревиатура SAE расшифровывается как Society of Automotive Engineers (Сообщество автомобильных инженеров).  Именно это сообщество разработало систему классификации масел по их кинематической и динамической вязкости, текучести при различных температурах и способностях прилипать к металлу. Были введены специальные индексы 0-W, 5-W, 10-W, 15-W и так далее. Эти индексы отвечают за характеристики вязкости масла при низких температурах. В таблице ниже приведены физические характеристики масла к которым привязаны эти индексы.

Таблица характеристик моторного масла SAE
Таблица характеристик моторного масла SAE

Существует индекс, который характеризует кинематическую и динамическую вязкость при 100 °C, т.е. при рабочей температуре двигателя (20, 30, 40 и т.д.). Чем выше индекс, тем гуще масло. Для современных двигателей обычно применяются маловязкие энергосберегающие масла с индексом не больше 30.

Зимнее моторное масло и его маркировки

Еще каких то 20 лет назад технология производства автомобильных масел не позволяла выпускать универсальный Моторное масло для зимыпродукт, который можно было использовать круглогодично. Поэтому, автомобилистам живущим в странах с большим перепадом температур, приходилось менять масло два раза в год, так же как мы сейчас меняем резину. Моторные масла для зимы имели маркировку 5-w, 10-w, 15-w, из-за их малой вязкости и способности оставаться жидкими при минусовых температурах, их использовали преимущественно в зимнее время. Они позволяли относительно легко запустить двигатель и максимально уменьшить его износ при холодном пуске.

Летнее моторное масло и его маркировки

При высокой температуре окружающего воздуха, двигатель работает в тяжелых условиях, постоянно подвергаясь перегреву, что плохо сказывается на его ресурсе. Летнее моторное маслоПри высоких температурах масляная пленка становится очень тонкой, не обеспечивает достаточной смазки и плохо отводит тепло — это приводит к преждевременному износу двигателя. Для решения этой проблемы были придуманы специальные, так называемые, летние масла — с высокой вязкостью по индексу SAE, они маркировались 40, 50, 60… Но у таких масел был существенный недостаток, их нельзя использовать при отрицательной температуре, так как они становятся слишком густыми и не могут быть прокачанными масляным насосом, тем самым лишая двигатель смазки.

Всесезонное моторное масло

С развитием масляной индустрии, появлением различныхВсесезонное моторное масло для двигателя присадок и использованием новых технологий, стало возможным производить универсальные масла, которые могут сохранять свои характеристики и выполнять свою прямую функцию на широком диапазоне температур.  Летние и зимние масла ушли в прошлое из-за своего несовершенства. Всесезонные масла имеют привычную для нас маркировку 5w-40, 10w-40, 15w-40 и так далее.

Как используя классификацию по вязкости SAE подобрать моторное масло?

Каждый автомобилист должен правильно выбирать моторное масло, чтобы двигатель работал долго и стабильно. Для этого нужно уметь разбираться в обозначениях на канистре. Свойства моторного масла должны отвечать всем условиям производителя.

Допуск по SAE является обобщением характеристик моторного масла при низких и рабочих (100°C) температурах и имеет следующее обозначение — SAE 0w20, SAE 5w30, SAE 10w40 и т.д.

Используя классификацию по SAE, выбирать масло нужно по двум параметрам — минимальной эксплуатационной температуре и рекомендациям завода производителя.

Что бы определить какая вязкость масла подходит для вашего автомобиля, нужно заглянуть в руководство по эксплуатации. Попробуем подобрать моторное мало отталкиваясь от рекомендаций по допуску SAE, указанных в инструкции по эксплуатации автомобиля. Для этого возьмем сервисную книжку автомобиля Пежо.

Подбор моторного масла по SAE согласно рекомендациям завода производителя

Проанализировав индексы вязкости видим, что второй индекс (вязкость при рабочей температуре) производитель рекомендует выбирать либо 30 либо 40. По-большому счету, разница не принципиальна, но предпочтительнее 30, поскольку это более энергосберегающее масло. С первым индексом (отвечает за вязкость при низкой температуре) не все так однозначно.

Виды моторных масел в зависимости от температуры

Давайте вместе попробуем подобрать наиболее оптимальный вариант, в этом нам поможет диаграмма слева. Из которой следует — чем ниже температура, тем меньше должен быть первый индекс. Но если при покупке масла под рукой нет диаграммы,  это можно сделать более простым способом — от первой цифры индекса отнять 35, таким образом получается, что 5-w можно использовать для безопасного запуска двигателя при температуре до -30°C (10-w до-25°C, 15-w до-20°C), т.е. при этой температуре масло сохраняет все свои свойства. Для средней полосы России предпочтительнее выбирать продукт с первым индексом 0 или 5, так как 30-ти градусные морозы далеко не редкость. В южных регионах где температура воздуха редко опускается ниже -10°C прекрасно подойдет индекс 10W или даже 15W, ведь максимальный износ двигателя происходит в момент холодного пуска, когда не обеспечивается достаточная смазка и прокачивание масла.

Какое моторное масло лучше заливать в мороз

Только правильно подобранное масло сможет обеспечить:

  • легкий запуск двигателя в мороз;
  • хорошую прокачиваемость масляным насосом при низких температурах;
  • надежную смазку при пуске холодного мотора;
  • избежать масляного голодания при первых минутах работы двигателя;
  • минимально необходимую смазку двигателя при высоких температурах (летом в жару);
  • хорошую смазку при максимальных нагрузках.

 

 

NO COMMENTS

Leave a Reply